Современные компьютерные игры стали переходить на совершенно новый уровень. Онлайн режим и возможность использования некоторого количества сторонних игроков, значительно увеличили привлекательность виртуального действия. Молодёжь, да и немалая часть взрослого населения, многие часы проводит за компьютерными играми. Не у всех психика способна справиться с такими нагрузками. В некоторых случаях компьютерная игра становиться причиной негативного изменения сознания человека. Одна из самых популярных игр в мире World of Tanks. Рассмотрим в нашей статье может ли игра стать причиной зависимости?

Не искушённым читателям напомним, что World of Tanks – это ролевая онлайн игра, в которой необходимо использовать различные боевые машины первой половины 20 века. В целом игра «Мир танков» предназначена для командной игры, так как в одиночку здесь победить практически невозможно. Необходимо грамотно использовать боевой потенциал машин, обдуманно принимать правильные стратегические и тактические решения, делать прогноз по действиям противника. Игра действительно захватывает и увлекает настолько, что реальность перестаёт существовать для геймера. Он полностью поглощён виртуальным боем.

Стремление добиться максимального положительного результата в игре, стать не просто хорошим геймером, а лучшим, желание участвовать в геймерских соревнованиях, где призы составляют очень приличные суммы, приводит игрока к серьёзным проблемам с психикой. На начальных этапах развития зависимости невозможно определить, насколько серьёзно поражено сознание человека. Да, он несколько злоупотребляет игрой в ущерб повседневным делам, учёбе, работе. Но, кажется, это простое чудачество скоро пройдёт. Ведь когда-то он наиграется,- говорят близкие геймера. Но, закончить такую игру, как World of Tanks представляется не реально, так как можно победить в одном бою, выйти на следующий уровень, заработать отличную репутацию, но все этапы танковых сражений кажутся бесконечной вереницей виртуальных дорог, уходящих в бесконечность. И постепенно зависимость, которую психиатры называют игроманией, становиться навязчивой идеей, которая мешает полноценно жить и развиваться как личность.

Зависимость от World of Tanks. Симптомы и последствия

Человек, первый раз севший за игру World of Tanks, сразу увлекается возможностью испытать себя в бою, пусть и не реальном, но таком же стремительном и многообразном в своих проявлениях, как и настоящее сражение. Желание стать победителем заставляет геймера всё больше и больше уделять внимание игре за компьютером. И вот настаёт момент, когда человек уже теряет контроль над временем, и полностью погружает своё сознание в игру. Реальный и виртуальный мир меняются местами. Такое состояние и называется зависимостью, которая нивелирует личностные качества игрока, заменяя их на виртуальные заслуги. Её симптомами являются:

  • радостное состояние от возможности играть;
  • потеря контроля над проведённым за компьютером временем;
  • желание всегда продолжать игру, независимо от наличия других дел и обязанностей;
  • возникновение депрессии при отсутствии возможности играть;
  • появление проблем в общении с окружающими людьми;
  • желание вкладывать в игру деньги для покупки бонусов и дополнительных возможностей.

Определить наличие зависимости можно и по внешнему виду игромана. Она проявляется в ухудшении зрения, покраснении глаз, нарушении режима бодрствования и сна, исчезновении аппетита, неряшливости и растерянности человека.

Зависимость от World of Tanks может отражаться на психическом и физическом здоровье геймера, а так же в социальных проблемах его личности. Психика игрока нацелена на выигрыш, победу. Она не воспринимает отношения, которые противоречат этим целям. Родные, товарищи становятся помехой в игре. Меняется отношение к своим обязанностям, учёбе, семье, работе. Нравственность у таких людей принимает совсем противоречивые формы. Нестабильная и угнетённая игрой психика напрямую влияет и на физическое здоровье человека. Депрессии провоцируют появлению различных болезней, ухудшению зрения, ослаблению иммунной системы. Следующим этапом проявления зависимости от игры будут социальные проблемы. Геймер портит отношения с родными, друзьями, рабочим коллективом. У него возникают проблемы в общении с людьми, которым не знакома игра и которые не видят смысла в подобном препровождении времени.

Правда ли, что компьютерная игра способна развить в человеке зависимость? На очередной встрече белорусские разработчики игр сообщества GamesLab , которое объединяет всех неравнодушных к этой индустрии людей, решили разобраться с этим вопросом. Одним из экспертов стала жена игрока в World of Tanks Виктория, которая рассказала свою историю. Женщина попросила не называть ее фамилию, чтобы не навредить репутации мужа в... виртуальном клане.

Отдых - игра «в войнушку»

Жена «танкиста» пришла на встречу не одна, а с маленькой дочерью. Муж, как выяснилось, обиделся. «Говорит, пойдешь меня оговаривать », - улыбается Виктория. - «Но это не так - я хочу поговорить с разработчиками игр. Пусть они повлияют на процесс игры ».

Виктория подчеркивает, что ее семья - еще не самый запущенный случай:

Для меня тема «танков» - болезненная , ведь я из семьи абхазских беженцев. Настоящие танки я видела в детстве, видела, что они делают, видела следы от гусениц. Спасибо, что муж играет в наушниках, и я не слышу звуки взрывов, выстрелов. Я потеряла родину и детство. Даже говорила - пусть будет совсем другая игра, только не «танки». Но повлиять на решение мужа Виктория не смогла.

«Мы знакомы давно, еще со школьных лет, - рассказывает свою историю женщина. - Когда мы начали встречаться, я знала, что он любит играть в "линейку" (игра Lineage. - Авт.). Это был конфетно-букетный период, и парню пришлось выбрать меня. Когда мы поженились, он расслабился. Я не понимаю - человеку 30 лет, нет устремлений, желаний. Отработал свои часы, пришел домой - и в компьютер. Дни и ночи в игре . Такое впечатление, будто вокруг ничего не происходит. Меня это, безусловно, обижает: неужели я неинтересный собеседник и со мной не о чем поговорить? "Я так отдыхаю, - отвечает муж. - Снимаю стресс". А я не понимаю, откуда столько стресса в его жизни?».

Виктория уже забыла, когда последний раз ходила вместе с мужем в кафе или кино. Оказывается, все друзья ее «танкиста» - виртуальная команда таких же, как и он, игроманов, которых муж даже никогда не видел. Отношения с близкими также приобрели неприятный оттенок: например, когда звонит по «скайпу» мать, сын просто сбрасывает звонок, поскольку он «в бою». Однажды Виктория простояла под дверью квартиры, так как муж не мог оторваться от компьютера - шел бой, прервать который игроману кажется невозможным. «Жаль, я не сделала фотографию, как меняется лицо моего мужа во время игры , - с грустью говорит Виктория. - Он совсем другим человеком становится ».

Вместо прогулки - спина отца...

«Я боялась, что родится мальчик, так как двоих "танкистов" в семье просто не вынесла бы, - признается Виктория. - Понятно, что модель поведения для мальчика составляет поведение отца . А чему может научиться ребенок, если он постоянно наблюдает только за отцовской спиной? Но я не могу сказать, что мой муж - плохой папа. Наоборот, дочери он уделяет достаточно внимания. Наблюдаю прогресс, ведь теперь муж может сделать что-то посреди "боя", оторвавшись от игры. Раньше такого не было».

А сколько известно случаев, когда семьи рушатся! Разумеется, «танчики» - не причина развода, но чаще всего игра становится «последней каплей» . Жены ставят своих мужей перед выбором - либо я, либо «танки». И те выбирают игру. «В разговорах "танкистов", которые мне довелось услышать, проскальзывают шутки, мол, что с этих женщин возьмешь? Они даже не считают себя зависимыми», - отмечает женщина.

Виктория винит в игровой зависимости в основном разработчиков игр, которые зарабатывают деньги на чужой беде. «Мне кажется, они просто не хотят замечать, сколько жизней разрушается: многие игроманы становятся пациентами психиатрических клиник . Повлиять на процесс игры можно, например, ограничив количество доступов с одного IP-адреса или длительность одного боя». Но вряд ли ее предложение выслушают - разработчики винят только самих игроманов.

Еще одной причиной зависимости жена «танкиста» называет неправильное воспитание. «Идеальный ребенок в воображении многих родителей - это тихое существо, которое сидит сложа руки и всегда слушается маму и папу. Во дворах, на улицах детей попросту нет. Вместо того, чтобы доказать, что прогулка на свежем воздухе - здорово, муж говорит, что от прогулок он устает, зато "танчики" - это отдых. Как это понять?» - искренне удивляется Виктория.

Для воспитания дочери Виктория компьютерные игры использовать не собирается. По ее мнению, общение с живыми людьми приносит больше пользы, чем виртуальное. «Девочки должны уметь делать что-то своими руками, - убеждена Виктория. - А компьютер делает человека вялым, развращенным. И почти вся молодежь сейчас зависима не столько от игр, сколько от самого компьютера».

Две стороны одной медали

Никита Вельмаскин , один из разработчиков игр, выступает на «светлой стороне» проблемы: он считает, что игры при правильном использовании приносят только пользу. «В Европе и США компьютерные игры изучают как элемент искусства, - отмечает Никита. - А дисциплина под названием "философия игр" появилась и в Санкт-Петербургском технологическом университете».

При помощи игр изучают фундаментальные науки, учат маленьких детей и школьников. Игры служат и на пользу медицине: оказывается, вылечить заболевание «ленивый глаз» можно, играя по полчаса в тетрис ежедневно. Фобии, посттравматические синдромы лечатся с помощью шлема виртуальной реальности.

Кира Мезяная , врач-психиатр Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей, изучала влияние виртуального мира на психику студентов и их сны. Исследовательница говорит, что зависимость от компьютерных игр не внесена в классификацию болезней, поэтому какие-то конкретные выводы сделать трудно.

40 часов в неделю , проведенные за компьютерными играми, свидетельствуют о зависимости от них. Сегодня среди студентов насчитывается около 38 процентов зависимых . Некоторые видят галлюцинации, а во время игры чувствуют приступы агрессии. Специалист уверена, что именно игры становятся причиной зависимости, так как во многих случаях не помогают избавиться от агрессии, а становятся ее источником. Кира Мезяная сделала вывод, что такого рода зависимости поддаются люди со склонностью к мании величия и нарциссизму.

Разумеется, новых решений в проблеме виртуального «зависания» никто не придумал. Всему должна быть мера. Иначе даже самая безвредная игра перерастет в зависимость. А стоит ли жизнь того, чтобы убегать от нее в другую, несуществующую?

Я сам играл в эту игру около года назад. Игру бросил быстро, но только в силу того, что вовремя заметил. Помнятся несколько бессонных ночей (благо, не подряд), когда я только и делал "пыщ -> уничтожен!", "пыщ -> не пробил!". Это и стало толчком к анализу: что-то не то.

В интернете пишут "у большинства игроков зависимость от WoT похуже наркотической ". Я почти согласен с этим определением:
- игра затягивает людей разных возрастов, от 11 до 60 - это точно. Такое свойство называется сильной аддикцией;
- сходство танков с почти реальными их чертежами и боевыми характеристиками, реальная физика и разнообразие игровых ситуаций порождает иллюзию реальности виртуального мира. Чем реальнее игра и захватывающее сюжет - тем проще привыкнуть. Попробуйте привыкнуть к доисторическому тетрису, ага-ага;
- игра создана для максимальной фиксации игрока. Роты, взводы, чат, долгосрочная прокачка представлены в полном объеме. Это несколько наций с огромнейшими веткам прокачки. И дойдя до Maus обязательно захочется попробовать технику французов. А есть еще и экипаж, на развитие которого можно убить кучу времени, плюс дополнительное оборудование, перки и прочее;
- помню опыт с крысой, когда она давила на кнопку, чтобы вызвать у себя эйфорию (она умерла тогда, кстати). Но есть ещё один опыт. Подопытная крыса давит на кнопку еще активнее, если не получает результата с первого раза (получая при этом легкий стресс). В World of Tanks эта стратегия разработана полностью. То попал, то не попал, то пробил, то не пробил. Плюс очень часто погибаешь, из боя выходят всего несколько победителей. Баланс, выстроенный администрацией, следит за тем, чтоб этот стресс не затухал;
- много видеороликов, упоминаний в интернете. Знаете, зачем на ларьках раньше вешали таблички "мы не продаем сигареты лицам младше 18 лет"? Чтобы напомнить курильщику о сигарете: "о, надо покурить". Здесь такой же принцип; а захочешь с игры соскочить - весь интернет будет напоминать о ней;
- есть игроки, заросшие самовнушениями и смысловыми уловками, которые позволяют не замечать свою зависимость ("я всего лишь много играю. Ну, да. Ну по 12 часов, ну так в выходные же!"). Эти игроки теряют возможность отвыкнуть от игры с минимальными потерями;
- о том, что есть игроки-<цензура>, вкладывающие реальные деньги в игру, - я вообще молчу.

О воздействии на детей (по смыслу несколько пересекается с предыдущими абзацами):
- пользовательское соглашение не разделяет и не ограничивает возраст игроков. При столкновении взрослого дядьки (даже без "премиумного" танка) с неопытным подростком - шансов выиграть у подростка немного;
- этот же стресс, полученный подростком в первом пункте, из-за постоянных поражений. Мысли, возникающие в голове подростка просты: надо положить настоящих денег, купить себе "премиумный" танк и всех нагибать;
- скопировано у неизвестного автора: "Владельцы игры "World of Tanks" пытаются убедить общественность, что у их игры есть "образовательная ценность": благодаря игре каждый школьник начинает интересоваться историей и техникой. Это циничная ложь и подмена понятий. В игре "World of Tanks" нет ничего исторического: советский танк Т-34 никогда не сражался в одном бою с танком Е-75, который фактически является порождением фантазий создателей этой игры.
История не знает случая когда Танк ИС-4, был уничтожен Самоходной Артиллерийской Установкой прямым попаданием в крышку люка командирской башни. Весь игровой геймплей построен на вранье и передергивании исторических фактов в угоду главной цели проекта: набиванию деньгами карманов его хозяев. Когда наивный подросток задает вполне обоснованный технически и исторически верный вопрос про попадание 100-миллиметрового ОФ снаряда в танк и его последующего непробития: "как же такое может быть?" - администрация и платные клакеры затыкают ему рот, обзывая "оленем", "нубом" и "криворукой школотой". А причина "подобной историчности и технической обоснованности" проста и нелицеприятна: в проекте есть снаряды покупаемые за игровое золото. Исторически и технически верные фугасные снаряды делают существование "золотых" снарядов бессмысленным
";
- если ребенок убивает своего - его танк подсвечивается голубым цветом. Ну зачем же голубым, а не оранжевым или хотя бы темно-синим? В итоге ребенка начинают обзывать "голубым", "пид..ром" и прочими нехорошими словами. Нет ничего более травмирующего для психики подростка чем глумливые, лживые обвинения в его гомосексуальности;
- мата в игре просто колоссальное количество, даже ограничение цензуры не спасает: школота меняет в матерном слове одну букву - и оно спокойно проходит через фильтр.

Как соскочить с игры (правила работают для любой игры):
- резко прекращаете играть;
- отключаете средства слежения за клавиатурой, просите ввести новый пароль к вашему аккаунту стороннего человека или сами вводите с бумажки какую-нибудь сложную комбинацию цифр;
- так как пароль можно восстановить - вам предварительно нужно убить свой аккаунт. Продать всё. Купить все ненужное и продать снова. До тех пор, пока не кончатся игровое серебро и золото. Уволить всех к чертям из казармы;
- мочите своих, чтобы получить бан по аккаунту на несколько дней/недель. Там сложности: банят ненадолго, но вам бы первые 2 недели пережить, потом будет проще;
- охреневая от количества освободившегося времени, преодолевая боль от ломки снова поиграть, используйте это свободное время на саморазвитие или заботу о другом человеке . Повысится самооценка, некогда будет играть, может произойти переоценка ценностей;
- если вы совсем размазня, можно такой способ: соскочить с одной игры на другую. Как размазни-наркоманы: чтобы отказаться от героина, они переходят сначала на кокаин, затем на алкоголь, а если потом останутся ещё жизнь и силы бороться - и от алкоголя отвыкают. Обязательное условие: эта игра должна быть Single Player! Рекомендую S.T.A.L.K.E.R. - Зов Припяти. И shooter, и интересный.

Нужно жить своей, реальной и полной, жизнью, а не прожигать бытие в виртуальных мирах (с).

(добавлено 02.01.2013): нашел классный материал про лабораторную мышь, в нем более детально описано, почему она давит на рычаг. Ищите на хабрахабре статью "5 способов, которыми игры пытаются вызвать зависимость ". Почему не даю ссылку? Очень просто: вложите свой труд в ее поиск - и у вас будет больше желания ее прочитать . Психология, чтоб ей.
Когда я не знал об этом способе, со мной произошел забавный случай: я , составил программу экскурсии, узнал цены, нашел и забронировал квартиру - в общем, все сделал сам и преподнес на блюдечке... и никто со мной не поехал. Причина? Никто из моих попутчиков не вложил ни единой калории, рубля или секунды времени в этот проект. Как следствие, все заленились и с легкостью отказались ехать.

(добавлено 26.08.2013): выяснилось, что с последними обновлениями игры разработчики-таки вскрыли свое нутро. Нет плохого слова белорусам, они тут люди подневольные; а вот компания WarGaming.Net (Великобритания) - перегнула палку. В интернете появилось колоссальное количество отзывов о том, что игра испортилась. Процитирую парочку, с коррекцией русского языка:
- "Начинал играть в 2011, но потом Wargaming.net пошла по пути "БОЛЬШЕ,ЕЩЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ", и игра испортилась; с последующими патчами игра стала еще хуже.Теперь в ней царствует ДОНАТ, и на высоких уровнях без премиумного не выжить. Я уж молчу про не убиваемую премиумную технику (хоть в гуслю, хоть в зад - результат один: не пробил или рикошет) ";
- "До последних обновлений играл с наслаждением сейчас полное г. Но я играл на артиллерии, теперь мне там делать нечего: угробили полностью. Пока перезарядится - тебя восемь раз убьют; но даже дело не в самих машинах. Разработчики на почве своей жадности убивают полностью игру; не задумываясь, что теряют сотни игроков в день. Мои знакомые бросили играть, и мне эта игра стала не интересной сейчас. Кто платит деньги - тот и играет; а чтоб прокачать самому танк - нужно лет пять играть. Короче фуфло стала игра полное!!!";
- "c самого начала увлекало. Играю 2,5 года, дошел до 10 уровня. Очень сильно старался и с премиумным, и без него; но в последнее время, видимо, разработчики палку перегнули. С премиумным стал уходить в минус. Некоторые скажут: руки кривые; но со статистикой в 72% упасть до 48%, где 1 бой победа, а 9 проигрышей - это не руки. На премиумной технике за бой 60 тысяч не напрягаясь; а после последних обновлений - еле 7 тысяч набиваю. Это тоже не руки: я заметил, что кидает именно на слив; я на бате 155 бью 4000 тысяч урона в среднем, когда команда еле набивает до 800 урона на топ-технике; это тоже скажете руки. Нет, все просчитано у повреждений: деньги вот главные повреждения. Но и они перестали работать. Так что пилите гири, господа, они золотые...".

Слезайте с игры; используйте, например, свою злобу (благо, возможность появилась). Теперь открыто используются приемы, аналогичные наркоманам-дилерам: делают в темном переулке принудительно укол, жертва подсаживается и кайфует уровня до 6-го, а потом - ... ПЛАТИ или "рикошет", "не пробил", "броня не пробита" и жуткие стресс с ломкой.

Я бросил пить, курить, жену.
Ушёл с работы на всё лето.
Друзей своих не узнаю.
Спасибо World of Tanks за это!

Знаменитая игра World of Tanks(произносится «ворлд/ворд оф танк») приобрела такую популярность и так быстро захватила множество игроков, что многие их родственники, друзья и близкие всерьез задумались про зависимость от танков. Посудите сами: игрок практически не выходит из дома в выходные, а также после учебы или работы, все свободное время проводит в танковых боях, а иногда и вовсе – о ужас! – начинает вкладывать туда деньги. Вопросами о том, как победить зависимость от танков мужа, полны многочисленные женские форумы. И там обязательно найдется множество советчиков, которые предлагают «залезть мужу под стол и позвать его к себе в люк», выгнать его из дома или воздействовать на него скандалами. Умные советы наподобие расслабиться и поиграть вместе с ним встречаются крайне редко, что, впрочем, не мешает желающим спасти «танкиста» личностям устроить на форуме целое бурление на тему того, как ужасны эти танки.

Так, как же побороть зависимость от World of Tanks, и существует ли она на самом деле?

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует понять, как построен игровой процесс World of Tanks. Те, кто хотя бы раз запускали эту игру, знают, что основной ее целью является прокачка каждого танка до наиболее мощного состава комплектующих, а затем открытие и приобретение машины нового уровня.

Каждый бой в World of Tanks позволяет получить некоторую долю опыта и серебра, которые необходимы для изучения и покупки отдельных модулей машины. Каждый новый танк без установленных на него комплектующих (сток) представляет собой довольно легкую добычу для врага: медленно передвигается, медленное перезаряжается, практически не наносит врагу урона. Однако для накопления необходимого опыта и серебра игроку требуется или купить опыт за реальные деньги, или провести определенное количество боев на слабом не прокаченном танке, что само по себе удовольствие довольно малое: машина медленная неповоротливая, да и выстрелы просто отлетают от прочной брани противника. Танкисту, желающему прокачать машину, не вкладывая денег, приходится нелегко.

Так что, если вы увидели, как ваш муж или молодой человек вновь засел за WOT и, медленно продвигаясь к цели, пытается пробить хоть самый мелкий танк, не ругайте его, а лучше посочувствуйте, не забыв похвалить за его усердие и целеустремленность.

Таким образом, причины так называемой зависимости от танков становятся понятны: желание стать лучшим бойцом и «ногебать» остальных участников боя вынуждают игрока часами просиживать в игре, прокачивая свои стоковые машины.

На мой взгляд, лучшим решением для того, чтобы немножечко снизить зависимость вашего мужа от World of Tanks будет вложение в игру некоторой суммы денег, которая позволит незадачливому танкисту прокачать свою машину намного быстрее. Да и необходимость воевать целыми ночами потихоньку сойдет на нет.

Если вы частенько слышите от своей жены (или подруги), что вы стали практически зависимым от танков, и уже давно не уделяете ей должного внимания, стоит задуматься: может, она и права? Женщины без причины упрекать не будут, а World of Tanks – это, конечно, круто, однако заменять им личную жизнь все-таки не стоит.

Однако, прежде всего, разберемся, действительно ли вы зависимы от танков или это всего лишь преувеличение жены, которой как всегда чего-то не хватает?

На зависимость от World of Tanks явно указывает следующее:

  • приходя с работы (учебы) вы сразу же садитесь за компьютер и играете в танки до последнего момента перед тем, как ложиться спать (или даже до утра),
  • все выходные вы проводите за игрой в танки,
  • каждый день вы обязательно заходите в игру, чтобы провести выигрышный бой на каждой машине (двойной опыт же!),
  • вы уже давно не общались с друзьями, так как с ними все равно невозможно поговорить о преимуществах ИС-3 перед Tiger 2,
  • вы с нетерпением ждете любого праздника, так как надеетесь, что в праздничные дни в WorldofTanksвы получите пятикратный опыт,
  • вы уже пару лет не выбирались на природу с женой или друзьями,
  • выбирая между сексом и игрой в WOT, вы все чаще отдаете предпочтение танковым боям.

Если вы заметили у себя хотя бы один из этих признаков, поздравляем, у вас явная зависимость от WOT. Скоро вы начнете видеть танки в окне автобуса и слышать лязг гусениц и рев двигателей, идя на работу.
Срочно выходите на улицу и начинайте общаться! =)

Сегодня, помимо привычных семейных проблем, будь то алкоголизм одного из супругов, супружеской измены, работы допоздна и т.п., добавилась еще одна - танки. Да, да, танки. Большинство уже не удивятся, причем здесь танки, потому что популярность этой компьютерной игры побила все рекорды. И все от мала до велика, заболели этой игрой. World of Tanks - разработка белорусской команды программистов, компьютерная онлайн-игра в реальном времени, аркадный танковый симулятор времен Второй мировой войны. Сегодня мало не в курсе, что это за игра. Даже тех, кого не задело повальное увлечение, видят рекламу этой игры по ТВ и слышат о ней от друзей.

Количество игроков World of Tanks на сегодняшний день составляет более 60 миллионов человек. По крайней мере именно столько аккаунтов заведено в игре по состоянию на конец 2013 года. Исходя из этого можно сказать, что игра увлекла многих. Сколько человек из этой цифры играет постоянно сказать трудно, однако же, для сравнения приведем пример, что знаменитая MMORPG World of Warcraft на пике своей популярности имела 10 миллионов игроков. И если в случае с World of Warcraft большей частью аудитории были дети и подростки, то в World of Tanks играют все возраста: от 7-ми до 70-ти. И это не выдумки. Социальный статус теперь тоже не помеха, неважно, студент ты, звукорежиссер или авиадиспетчер , если ты склонен к компьютерным развлечениям, то ты обязательно "подсядешь" на World of Tanks, это своеобразный наркотик современности.

Стоит отметить, что World of Tanks игра по-истине уникальная , вызывает к себе бешеный игровой интерес. Стоит отдать должное разработчикам, им удалось невозможное. Концепция World of Tanks построена на многочисленных командных танковых сражениях в режиме "Игрок против игрока". Т.е. все соперники и все союзники в игре абсолютно живые люди, которые сидят у своих компьютеров и вступают каждый день в бой. Долгое время разработчики компьютерных игр пытались встроить в свои игры искусственный интеллект , но он по сей день не изобретен и перспектив, пожалуй, не видно. Но разработчики World of Tanks и других игр класса PvP ("Игрок против игрока") пошли на хитрость и заменили всех персонажей на реальных людей. Таким образом, постепенно угасающий интерес к компьютерным играм вновь воспрянул и миллионы людей с головой кинулись в виртуальные миры. Суть игры "в танки" проста: на слабеньком дешевом танке времен Первой мировой ты вступаешь в бой в составе команды из 15 танков различных годов выпуска, различных стран производства и различных модификаций. Бой происходит против команды из 15-ти таких же танкистов, каждый из которых сидит за своим компьютером и вступает в бой. Задача ясная - уничтожить всех противников или получить численное превосходство. По результатам боя ты получаешь некоторое количество опыта и игровых денег, а на них покупаются модернизации и ремонт танка, новые танки и обучается экипаж. Т.е. с каждым боем ты становишься умнее , опытнее и получаешь деньги (игровые). Простейшая схема, на фоне баталий Второй мировой вызывает особый игровой интерес, потому как на поле боя по сути все равны, а преимущества достигаются упорством и количеством проведенных боев. По всей видимости, именно эта схема и цепляет людей с долговременному зависанию в этой игре. И это, на самом деле, беда современного общества.


World of Tanks - это зависимость. Сегодня частой причиной ссор в семье является то, что взрослый здоровый мужик, отец, муж, сидит за компьютером все свободное время и проводит за игрой. Порой время, потраченное на игру переходит все границы. Иногда человек приходит с работы и садится за танки, а потом до утра играет, предпочитая игру своему сну и, куда более важное, вниманию к собственной семье. И так может продолжаться по нескольку месяцев и лет . Зависимость от игр очень сильна. Причин этому может быть много. Но то, что танки - это зависимость , сегодня уже не станет спорить никто. За исключением, наверное, самих самих "танкистов", впрочем, как и алкоголик никогда не признается в том, что он алкоголик. Наука это много раз лечила с переменным успехом. Но сегодня проблема есть.

Сегодня я добился немногого. Однако, мне 30 лет и я живу лучше, чем 90% моих друзей, коллег и знакомых. Я начал задумываться о будущем и о своей мечте лишь несколько лет назад, когда умом повзрослел. Когда понял, что зарплата моя не позволит мне никогда купить даже средненькую машину, а ведь я всегда так мечтал путешествовать , иметь собственную яхту и объехать на ней весь мир. На это нужны средства и немалые. И я начал заниматься тем, что мне всегда нравилось. У меня по чуть-чуть, но стало получаться! Сначала это было бесполезным делом, но с течением времени стали появляться плоды моей упорной деятельности. Я купил хорошую машину , стал два раза в год путешествовать, все свободное время я отдаю любимому делу и параллельно хожу на работу, которая является моим хобби. Зарплата от нее, правда, вся заливается в бак моего немца, но мне не жалко, средства к существованию у меня есть. И добился я этого упорным сидением за компьютером , день и ночь, все свободное время, но я не играл, а работал. Более того, все мысли во время повседневной жизни, работы и отдыха были заняты идеями, а потом - реализацией. Сейчас моя жизнь меня полностью удовлетворяет, видны четкие цели, перспективы и ясное будущее. Конечно, сложись моя жизнь иначе я добился бы гораздо большего... Жалею я лишь об одном: когда в 20 лет я пришел из армии, я занялся не тем...