В этой статье мы подробнее остановимся на одном из параметров диагностики — типе памяти. У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания. Очень важно, чтобы у партнеров по общению (здесь и далее: родитель-ребенок, учитель-ученик, тренер-спортсмен и т.п.) тип памяти был либо совпадающим, либо сочетающимся. Соблюдение этого условия является основой для взаимопонимания, особенно, если возраст хотя бы одного партнера меньше 25—30 лет, т.к. до этого времени очень сложно выработать творческое взаимопонимание с человеком, имеющим отличающуюся систему восприятия мира. Иначе неизбежны конфликты и недопонимание между партнерами. К сожалению, ограниченный объем данной статьи не позволяет нам очень подробно рассказать обо всех нюансах и особенностях типов памяти, однако рассмотрим все же основные моменты.

Существует четыре, так называемых «чистых» типа памяти: слуховая, зрительная, тактильная (память тела), эмоциональная.

Но кроме них, где каждый тип является каналом, несущим информацию, существуют еще и сложные, состоящие одновременно из нескольких типов (от 2-х до 4-х) и комбинированные, когда один тип запускает (или активизирует) другой, несущий основную информацию. Запоминания информации не произойдет, если не будут соблюдены условия ее поступления. Так же существует большое количество типов памяти с различными отягощениями (т.е. запоминание информации уже изначально осложнено). Не углубляясь подробно в их структуру, хотелось бы заметить, что только по типам памяти существует порядка 10 в 437 степени вариантов сочетаний, и, в зависимости от типа памяти, человек запоминает информацию тем или иным способом, познает мир и общается с окружающими людьми. Все это основа для формирования внутренней системы ценностей человека.

Механизм нашей памяти состоит из двух частей: оперативной и долговременной. Опять таки, не углубляясь во все нюансы и особенности этих составных частей, условно обработку информации можно представить в виде схемы:

Что такое оперативная память? Это часть нашей памяти, с помощью которой мы анализируем поступающую информацию. Преимуществом оперативной памяти является включение анализа необходимости информации (нужно или не нужно запоминать), а без этого не может быть никакого запоминания ни оперативного, ни долговременного. К недостаткам данной части памяти относится кратковременность хранения информации. В зависимости от степени активизации и сосредоточенности человека информация хранится от 5-ти часов до 3-х месяцев (но не более), а далее забывается. Если все обучение, будь то танцевальные па, вокал или математика, производится только благодаря оперативной памяти, то постоянно возникает необходимость каждые 2—3 месяца восстанавливать эту информацию (т.е. изучать ее заново). Поэтому ту информацию, которой необходимо пользоваться длительное время (например, профессиональные знания), лучше «записывать» на долговременный канал памяти. Именно он позволяет нам, изучив один раз информацию, пользоваться ею на протяжении всей жизни. К недостаткам долговременной памяти можно отнести необходимость многократного (от 2-х до 8-ми раз) повторения информации на несущем типе памяти.

Типы оперативной и долговременной памяти у человека в большинстве случаев не совпадают. Что же происходит, если информация поступает не на соответствующем канале памяти? Например, у ребенка оперативная память зрительная, долговременная — тактильная, а родители подробно рассказывают, что они хотят от него, особенно находясь в другой комнате, когда ребенок их не видит. В таком случае информация оказывается недоступной для восприятия (т.е. он ее не слышит, не видит, не понимает, не ощущает либо полностью, либо большую ее часть). Тогда Вы, уважаемые родители или педагоги, сталкиваетесь с ситуацией, когда Вы очень подробно объяснили задание, а ваш ребенок его не выполнил. При этом, он не понимает, за что его наказывают, т.к. глубоко убежден, что вы не давали ему такого задания. Просто информация им не анализируется и не запоминается. Поэтому, зная тип памяти вашего ребенка и ее особенности, можно организовать обучение и воспитание максимально эффективно, затратив минимум усилий как своих, так и ребенка. Тем самым вы уменьшаете психологическую, информационную и стрессовую нагрузку на вашего ребенка, да и сами испытываете меньше разочарований.

Зная тип памяти, можно также выработать оптимальную систему поощрения и наказания, корректирования поведения. Так, например, если вы не хотите потерять взаимопонимание со своим ребенком, то поощрения должны идти по типу долговременной памяти, а наказание и негативные воздействия по оперативному типу памяти. Тогда все поощрения будут откладываться в долговременной памяти, а наказания, хотя и будут проанализированы, но сами через некоторое время исчезнут из памяти. Очень часто, не зная типа памяти ребенка, учителя и родители хвалят и поощряют его на отсутствующем канале памяти, а наказывают на долговременном. Так, например, у ребенка долговременная память — тактильная (память тела), а родители хвалят его только на словах, а за провинности бьют или просто отталкивают его от себя. В итоге к 13—15 годам у ребенка складывается стойкое убеждение, что родители его не любят и что общение с ними несет для него только боль. Между родителями и ребенком вырастает стена непонимания, и просто общение с близкими людьми каждый раз приносит ребенку психологическую травму. Однако, родители абсолютно уверены, что сделали все для своего ребенка и старались изо всех сил. А всего то необходимо было правильно преподносить информацию: в нужном виде и с нужной скоростью. Когда такие нарушения взаимоотношений возникают между партнерами (например, в танцевальной паре), это приводит к распаду пары, возможно весьма перспективной в спортивном отношении. Когда аналогичная ситуация складывается между тренером и учеником, это может привести к крушению спортивной карьеры ученика, к уходу его из спорта, что зачастую тяжело воспринимается всеми участниками конфликта. На самом деле никто не желал причинить боль другому. Просто многие полагают, что все люди одинаково воспринимают окружающий мир, а это далеко не так.

Тип памяти, являясь основным инструментом познания мира, создает условия для формирования основополагающих принципов врожденной философии человека. Не зная приемлемых способов подачи информации, вы вольно или невольно наносите удар в «святую святых» ребенка (или взрослого), тем самым ломая его внутреннюю философию. В итоге она не становится похожей на Вашу (так как сформирована по другим принципам) и не может эффективно работать (ей нанесена травма, которая изменила некоторые постулаты). В связи с этим повышается нервозность, возбудимость, снижается стрессоустойчивость, понижается уверенность в себе и как следствие нарушения деятельности иммунной системы — сначала небольшие, а затем и более серьезные заболевания организма. Еще одним отрицательным аспектом для человека с нарушенной системой внутренней философии является резкое падение творческого потенциала при отсутствии явных видимых причин. Человек накладывает на себя внутренние ограничения и запреты быть самим собой, из чего следует невозможность обретения удачи и счастья в его понимании, а не в вашем, уважаемые родители.

Все эти причины, на наш взгляд, являются весомой основой для проявления интереса со стороны родителей, тренеров, педагогов, к типу памяти.

Еще раз хотим напомнить, что этотпоказатель врожденный, и поэтому он не изменяется в течение жизни, за исключением нескольких случаев: черепно-мозговая травма, травма позвоночника, многочасовой наркоз (более 3-х часов), ранние роды (до 25 лет) или контузии. Только в этих случаях врожденные параметры в зависимости от тяжести травмы могут измениться.

Знание типа памяти вашего ребенка позволят вам правильно подобрать методику обучения, способ подачи информации, подобрать максимально эффективные учебники и методические пособия. Так же вы сможете подобрать развивающие игрушки и игры (в т.ч. и компьютерные) именно для вашего ребенка, понять способ познания мира (т.е. осознать, что для него является ценным, а что нет). Знание типа памяти помогает определить большинство стрессовых ситуаций для вашего ребенка, а значит, и избежать их возникновения. Так же можно научиться в условиях авральной работы или экзаменов применять варианты скорой помощи для снятия стресса эффективные именно для вас (вашего ребенка), а не пытаться методом проб и ошибок выявить эффективный способ, не всегда на это есть время.

Конечно, при проведении диагностических исследований тип памяти является, хотя и очень важным, но далеко не единственным показателем. В следующих публикациях мы расскажем о других врожденных параметрах не менее важных, чем тип памяти.

Рассмотрим подробнее кратковременную и долговременную память.

Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от КП, где припоминание не требуется (поскольку то, что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при ДП оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

При пользовании ДП для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Как уже говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризут природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями КП, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже храняющуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. КП имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в КП человека.

Этот вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях о друг друге, описать те личностные особенности, которые они во время встречи друг и друга заметили, то в среднем называется, как правило, то количество черт, которое соответствует объему КП, т.е. 7±2.

Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Одно из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - КП и ДП - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградная амнезия, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания - антероградной амнезии - сохраненной остается и КП, и ДП. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в ДП.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис.2

Рис. 2.

В соответствии с этой теорией ДП представляет практически неограниченный по объему, но ограниченный по возможност произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в КП.

Во многих жизненных ситуациях процессы КП и ДП работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его КП, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.

Перевод информации из КП в ДП обычно вызывает затруднения, т.к., для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в ДП. Но есть уникальные случаи, когда это делается человеком сравнительно легко. Один из таких случаев был описан А.Р. Лурией в его работе "Маленькая книжка о большой памяти". Были обследованы особенности памяти некоего Ш., и было выяснено, что "ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент прелагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды".

Как было выяснено впоследствии, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно развито. После предъявления материала Ш. продолжал его видеть в отсутствие самого материала и был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени (некоторые опыты повторялись через 15-16 лет). Для обычного человека как раз этот пункт припоминания обычно составляет проблему.

Рассмотрим теперь особенности и механизмы работы ДП. Она обычно включается в дело не сразу после того, как был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.

Существенную роль в ДП играет речь. То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным.

Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени под рукой не оказалось необходимого стимула-средства для припоминания. Чем богаче стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, тем более они доступны для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора при этом повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и воссоздание условий, идентичных условиям, при которых происходило запоминание материала.

Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа "дерево". В такой структуре на самой вершине находится ключевое слово, передающее самый общий смысл текста. Ниже расположены ключевые слова, передающие смысл отдельных частей текста. Затем ключевые слова, передающие смысл отдельных предложений. В самом низу структуры располагается собственно запоминаемый текст. Для припоминания текста достаточно вначале придумать "верхнее" ключевое слово, и двигаясь затем на более низкие уровни структуры вспомнить весь текст целиком.

Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другими материалами. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.

На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по разному. Чем ярче эмоции, связанные с событием, тем проще припоминание. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Экспериментально доказано, что искусственное воссоздание при припоминании эмоциональных состояний, сопутствующих моменту запоминания, улучшает память.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью -- кривая 1 на графике);

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день -- 2--3 повторения, во второй день -- 1--2 повторения, в третий -- седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7--10 дней. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.


Рис. 3. Кривая забывания Эббингауза: а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Любой человек на протяжении жизни накапливает определенные знания, умения, которые ему необходимы для жизнедеятельности. Что возможно лишь благодаря памяти, являющейся важнейшей функцией психологии. Нередко у людей происходит нарушение данной функции в результате сбоя работы головного мозга. Данная статья расскажет о том, что такое кратковременная и долговременная память, и почему происходит временная потеря запомненной информации.

Что такое кратковременная память?

Кратковременная память также носит название оперативной, поскольку она на протяжении дня остается загруженной и имеет тесную связь с интеллектом человека, так как люди, тренирующие данную функцию головного мозга, являются наиболее развиты.

Наибольшая информация, поступающая в нее, сохраняется не более 7 секунд.

Кратковременная и долговременная память связаны друг с другом. При регулярном повторении, активном поддержании она переходит в долговременную. Большинство информации, поступающей в наш головной мозг, забывается, уступая при этом место той информации, которая находится в долговременных ресурсах. К основным характеристикам кратковременного удержания информации относятся:

  1. Переход информации на долговременное хранение.
  2. Информация, находящаяся в «кратковременном хранилище» быстро угасает.
  3. Ее объем довольно ограничен.

Виды потери памяти

Временная потеря памяти может быть разных видов, к наиболее распространенным относятся:

Синдром потери кратковременной памяти

Нередко возникает синдром потери кратковременной памяти, при котором наблюдаются не только нарушения мнемонических функций головного мозга, но и личностные нарушения. Чаще всего данное состояние возникает из-за нарушения структуры головного мозга, его симптомами являются:

  • понижение памяти;
  • снижение интеллекта;
  • ослабление состояния аффекта.

Больные чаще всего страдают полной утратой памяти, ложными воспоминаниями, снижением кратковременной памяти. Они не могут отличить второстепенное от главного, у них присутствуют бестактные выражения, наблюдаются неэтические поступки.

Причины потери памяти

Кратковременная потеря памяти возможна не только у пожилых людей, но и у молодых, она имеет следующие причины:


Можно ли улучшить кратковременную память?

Каждый человек индивидуален и имеет свои мнемонические особенности. Некоторые лучше воспринимают информацию на слух, некоторым необходимо зрительно увидеть объект. Данные особенности не являются нарушением, поскольку на протяжении жизни способ получения и сохранения информации может усовершенствоваться. Существуют несложные рекомендации, позволяющие улучшить процесс сохранения информации, например:


Методы лечения

Для того, чтобы быстрей восстановить данную функцию, необходимо при первых же признаках обратиться к невропатологу, который, после проведенного обследования, назначит адекватное лечение. Если же причины кроются в травмах, отравлениях, то терапия проводится на основе устранения причин, вызвавших данное состояние.

Кратковременная память неплохо лечится при помощи медикаментозной терапии или психотерапии.

На сегодняшний день для восстановления данной функции широко используется гипноз, который позволяет восстановить утерянные факты.

Медикаментозное лечение

Среди медикаментозных препаратов, от которых улучшается кратковременная память, выделяют:


Принципы питания

Большое значения для улучшения памяти играет правильно сбалансированное питание, которое должно включать в себя богатое содержание витаминов группы Е, В, ненасыщенных жиров, глюкозы. Данные элементы помогают восстановить утратившиеся мнемонические функции, они содержатся в:

  • орехах;
  • яйцах;
  • цельном зерне;
  • жирных сортах рыбы;
  • меде.

Простые способы улучшения памяти

К наиболее простому и быстрому способу улучшения относится физическая активность, которая играет важную роль не только для запоминания информации, но и для ее извлечения путем стимулирования притока крови к головному мозгу.

Усиленное кровообращение и повышенный пульс, которые формируются из-за физической нагрузки, не только приводят к укреплению мышц, но и улучшают психические функции, интеллектуальные способности, обостряют внимание.

Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Различают две базисных разновидности нарушения памяти человека, а именно качественное расстройство функции памяти и количественное. Качественный тип аномального функционирования выражается в возникновении ошибочных (ложных) воспоминаний, в перепутанности явлений действительности, случаев из прошлого и воображаемых ситуаций. Количественные дефекты обнаруживаются в ослаблении либо усилении следов памяти, а кроме этого в выпадении биологического отражения событий.

Нарушения памяти довольно многообразны, большинство из них характеризуются кратковременностью и обратимостью. В основном, подобные расстройства спровоцированы переутомлением, невротическими состояниями, влиянием лекарственных препаратов и чрезмерным употреблением спиртосодержащих напитков. Другие из них, порождены более существенными причинами и поддаются коррекционному воздействию намного сложнее. Так, к примеру, в комплексе нарушение памяти и внимания, а также мыслительной функции (), считается более серьезным расстройством, приводящим к понижению адаптационного механизма личности, что делает зависимым от окружающих.

Причины нарушения памяти

Факторов, провоцирующих расстройство когнитивных функций психики, существует огромное множество. Так, например, нарушения памяти человека могут быть спровоцированы наличием астенического синдрома, проявляемого в быстрой утомляемости, истощенности организма, также возникают вследствие высокой тревожности индивида, черепно-мозговых травм, возрастных изменений, при депрессивном состоянии, алкоголизме, интоксикации, дефиците микроэлементов.

Нарушение памяти у детей может быть вследствие врожденного умственного недоразвития либо приобретенным состоянием, которое выражается обычно в ухудшении непосредственно процессов запоминания и воспроизведения полученной информации (гипомнезия) или в выпадении отдельных моментов из памяти (амнезия).

Амнезия у маленьких представителей социума чаще является следствием перенесенной травмы, наличия психического заболевания, сильного отравления. Частичные дефекты памяти у малышей наиболее часто наблюдаются в результате воздействия следующих факторов в комплексе: неблагоприятный психологический микроклимат в семейных отношениях либо в детском коллективе, частые астенические состояния, включая вызванные постоянными острыми респираторными инфекциями, и гиповитаминоз.

Так устроила природа, что с момента появления на свет память у младенцев постоянно развивается, следовательно, является уязвимой перед неблагоприятными факторами среды. Среди таких неблагоприятных факторов можно выделить: трудную беременность и сложные роды, родовые травмы ребенка, длительные хронические недуги, отсутствие грамотной стимуляции формирования памяти, непомерную нагрузка на детскую нервную систему, связанную с излишним объемом информации.

Кроме этого, нарушение памяти у детей может отмечаться и после перенесенных заболеваний соматического характера в процессе выздоровления.

У взрослых лиц данное расстройство может наступать вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, наличия различных недугов нервной системы (например, энцефалит или болезнь Паркинсона), неврозы, наркомания и злоупотребление спиртосодержащими напитками, заболевания психики, .

Кроме этого не менее важным фактором, сильно воздействующим на способность запоминать, считаются и заболевания соматического характера, при которых отмечается повреждение сосудов, снабжающих головной мозг, что ведет к патологиям мозгового кровообращения. К таким недугам можно отнести: гипертоническую болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, патологии функционирования щитовидной железы.

Также нарушение кратковременной памяти зачастую может иметь непосредственную связь с дефицитом либо не усвоением некоторых витаминов.

В основном, если естественный процесс старения не отягощен никакими сопутствующими недугами, то снижение функционирования познавательного психического процесса происходит очень медленно. Вначале становится труднее вспомнить события, произошедшие давно, постепенно, по мере старения, индивид не может вспомнить и события, случившееся совсем недавно.

Нарушение памяти и внимания может также наступать вследствие дефицита йода в организме. При недостаточности функции щитовидной железы у индивидов появляется лишний вес, апатичность, депрессивный настрой, раздражительность и мышечные отеки. Во избежание описанных проблем необходимо постоянно следить за своим рационом и употреблять в пищу как можно больше продуктов, богатых йодом, например, морепродукты, твердый сыр, орехи.

Не во всех случаях забывчивость индивидуумов следует приравнивать к дисфункции памяти. Нередко субъект сознательно стремится забыть трудные жизненные моменты, неприятные, а зачастую и трагические события. В этом случае забывчивость играет роль защитного механизма. Когда индивид из памяти вытесняет неприятные факты – это называется репрессией, когда уверен, что травматические события не происходили вовсе – это именуется отрицанием, вымещение отрицательных эмоций на ином объекте – называется замещением.

Симптомы нарушения памяти

Психическая функция, обеспечивающая фиксацию, сохранение и репродукцию (воспроизведение) различных впечатлений и событий, возможность накапливать данные и использовать ранее приобретенный опыт, называется памятью.

Явления познавательного психического процесса в равной степени могут иметь отношение к эмоциональной области и сфере когниций, фиксированию двигательных процессов и умственного опыта. Согласно этому выделяют несколько разновидностей памяти.

Образная представляет собой умение запоминать разнообразные образы.
Двигательная определяет умение запоминать последовательность и конфигурации движений. Бывает также память на душевные состояния, к примеру, эмоциональные или висцеральные ощущения, такие как боль или дискомфорт.

Символическая является для человека специфической. При помощи этой разновидности познавательного психического процесса субъекты запоминают слова, мысли и идеи (логическое запоминание).
Краткосрочная заключается в запечатлении в памяти большого объема регулярно поступающей информации на короткое время, затем такая информация ликвидируется либо откладывается в слот долгосрочного запоминания. С избирательным сохранением на длительное время наиболее значимой для индивидуума информации связана долгосрочная память.

Объем оперативной памяти состоит из актуальной на данный момент информации. Способность запоминать данные такими, какими они являются в действительности, без создания логических связей называется механической памятью. Такая разновидность познавательного психического процесса не считается фундаментом интеллекта. При помощи механической памяти, в основном, запоминаются имена собственные, числа.

Запоминание происходит с выработкой логических связей при ассоциативной памяти. В ходе запоминания данные сопоставляются и обобщаются, анализируются и систематизируется.

Кроме этого выделяют непроизвольную память и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание сопутствует деятельности личности и не связано с намерением что-либо зафиксировать. Произвольный познавательный психический процесс связан с предварительным указанием на запоминание. Данный вид наиболее продуктивен и является базисом обучения, однако требует соблюдения особых условий (осмысление запоминаемого материала, максимальное внимание и концентрации).

Все расстройства познавательного психического процесса можно подразделить на категории: временные (длительностью от двух минут до пары лет), эпизодические, прогрессирующие и синдром Корсакова, являющий собой нарушение кратковременной памяти.

Можно выделить следующие виды нарушения памяти: расстройство запоминания, сохранения, забывания и репродукции различных данных и персонального опыта. Различают качественные нарушения (парамнезии), проявляющиеся в ошибочных воспоминаниях, спутанности прошлого и теперешнего, действительного и воображаемого, и количественные расстройства, обнаруживающие себя в ослаблении, выпадении либо усилении отражения событий в памяти.

Количественные дефекты памяти – это дисмнезия, к ней относят гипермнезию и гипомнезию, а также амнезию.

Амнезией называется выпадение из познавательного психического процесса разных сведений, навыков на некоторый временной промежуток.

Амнезия характеризуется распространением на временные отрезки, отличающиеся по продолжительности.

Пробелы в памяти бывают устойчивыми, стационарными, наряду с этим в большинстве случаев воспоминания частично либо полностью возвращаются.

Амнезии также могут подвергнуться и приобретенные специфические знания и навыки, например, умение водить машину.

Выпадение памяти на ситуации, предшествующие состоянию трансформированного сознания, органическому повреждению мозга, гипоксии, развитию психотического синдрома острого течения, называется ретроградной амнезией.

Ретроградная амнезия проявляется в отсутствии познавательного психического процесса на промежуток до начала патологии. Так, например, индивид с травмой черепа может забыть все происходящее с ним на протяжении десяти дней до образования травмы. Утрата памяти на промежуток после возникновения недуга носит название антероградная амнезия. Длительность этих двух видов амнезий может варьироваться от пары часов до двух-трех месяцев. Также существует ретроантероградная амнезия, охватывающая продолжительный этап выпадения познавательного психического процесса, который включает промежуток времени до обретения недуга и период после.

Фиксационная амнезия проявляется неспособностью субъектом удержать и закрепить поступающую информацию. Все происходящие вокруг такого больного воспринимается им адекватно, однако не сохраняется в памяти и через несколько минут, нередко даже секунд такой больной полностью забывает происходящее.

Фиксационная амнезия представляет собой потерю способности запоминать, а также воспроизводить новую информацию. Ослаблена либо отсутствует способность запоминать текущие, недавние ситуации, при этом сохраняются в памяти ранее приобретенных знаний.

Проблемы нарушения памяти при фиксационной амнезии обнаруживаются в нарушении ориентирования во времени, окружающих лицах, обстановке и ситуациях (амнестическая дезориентировка).

Тотальная амнезия проявляется выпадением всей информации из памяти индивида, включая даже данные о нем самом. Индивид с тотальной амнезией не знает собственное имя, не подозревает о собственном возрасте, месте жительства, то есть он не может вспомнить ничего из собственной прошлой жизни. Тотальная амнезия чаще всего наступает при серьезной травме черепа, реже она возникает при недугах функционального характера (при явных стрессовых обстоятельствах).

Палимпсест обнаруживается вследствие состояния алкогольного опьянения и проявляется выпадением отдельных событий из познавательного психического процесса.

Истерическая амнезия выражается в провалах познавательного психического процесса, имеющего отношение к неприятным, невыгодным для индивида фактам и обстоятельствам. Истерическая амнезия также как и защитный механизм вытеснение наблюдается не только лишь у больных людей, но также и у здоровых индивидуумов, которые характеризуются акцентуированностью по истерическому типу.

Пробелы в памяти, которые заполняются разнообразными данными, называются парамнезией. Она подразделяется на: псевдореминисценции, конфабуляции, эхомнезии и криптомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение пробелов познавательного психического процесса данными и действительными фактами из жизни индивида, но существенно смещенными во временном отрезке. Так, например, пациент, страдающий старческим слабоумием и находящийся в лечебном учреждении на протяжении шести месяцев, до болезни бывший отличным преподавателем математики, может всех уверять, что две минуты назад проводил занятия по геометрии в 9 классе.

Конфабуляции проявляются замещением пробелов памяти измышлениями фантастического характера, при этом больной в реальности таких измышлений уверен на сто процентов. Например, пациент восьмидесяти лет, страдающий церебросклерозом, сообщает о том, что его мгновение назад допрашивали одновременно Иван Грозный и Афанасий Вяземский. Любые попытки доказать, что вышеуказанные известные личности давно мертвы, являются тщетными.

Обман памяти, характеризующийся восприятием событий, совершающихся в данное время, в качестве событий, происходивших ранее, называется эхомнезией.

Экмнезия – это обман памяти, заключающийся в проживании далекого прошлого как настоящее. Например, лица пожилого возраста начинают считать себя юными и готовятся к свадьбе.

Криптомнезии – это пробелы, заполняемые данными, источник которых больной индивид забывает. Он может не помнить, наяву либо во сне случилось событие, мысли, вычитанные в книгах он принимает за собственные. Например, часто больные, цитируя стихи известных поэтов, выдают за свои.

В качестве разновидности криптомнезии можно рассматривать отчужденное воспоминание, заключающееся в восприятии больным событий своей жизни не как реально прожитые моменты, а как увиденные в кино или прочитанные в книге.

Обострение памяти называется гипермнезией и проявляется она в виде притока большого количества воспоминаний, которые зачастую характеризуются наличием чувственных образов и охватывают непосредственно событие и его отдельные части. Возникают чаще в форме хаотичных сцен, реже – связанных одним сюжетным сложным направлением.

Гипермнезии часто присущи лицам, страдающим маниакально-депрессивным психозом, шизофреникам, особам, находящимся в начальной стадии алкогольного опьянения либо под воздействием марихуаны.

Гипомнезия – это ослабление памяти. Зачастую гипомнезия выражается в форме неравномерного нарушения различных процессов и в первый черед – сохранения и репродукции полученных сведений. При гипомнезии, преимущественно, значительно ухудшается запоминание текущих событий, которое может сопутствовать прогрессирующей либо фиксационной амнезии.

Нарушение памяти проистекает в соответствии определенной последовательности. Сначала забываются недавние события, затем более ранние. Первичным проявлением гипомнезии считается нарушение воспоминаний избирательного характера, то есть воспоминаний, необходимых именно в это мгновение, позже они могут всплывать. В основном, перечисленные виды нарушения и проявления наблюдаются у пациентов, страдающих патологиями головного мозга, либо у престарелых людей.

Лечение нарушения памяти

Проблемы данного нарушения легче не допустить, нежели лечить. Поэтому разработано множество упражнений, позволяющих держать собственную память в «тонусе». Регулярные упражнения способствуют минимизации риска возникновения нарушений, предотвращая заболевания сосудов, которые провоцируют ухудшение памяти.

Кроме этого, тренировки памяти и мыслительных способностей помогает не только сберечь, но и улучшить познавательный психический процесс. Согласно множеству исследований среди образованных индивидов гораздо меньше пациентов с болезнью Альцгеймера, нежели среди необразованных лиц.

Также употребление витаминов С и Е, потребление продуктов, насыщенных омега-3 жирными кислотами снижает риск появления болезни Альцгеймера.

Диагностика нарушений памяти базируется на двух ключевых принципах:

— на установлении недуга, повлекшего за собой нарушение (включает сбор анамнестических данных, анализ неврологического статуса, проведение компьютерной томографии, ультразвукового либо ангиографического исследования мозговых сосудов при необходимости, забор крови на содержания тиреотропных гормонов;

— на определении степени тяжести и характера патологии функции памяти при помощи нейропсихологического тестирования.

Диагностика нарушений памяти осуществляется при помощи различных психологических методик, направленных на обследование всех видов памяти. Так, например, у пациентов с гипомнезией, большей частью, ухудшается кратковременная память. Для исследования данного вида памяти пациенту предлагается повторить определенное предложение со «строчечным добавлением». Пациент с гипомнезией не в состоянии повторить все произнесенные фразы.

В первый черед, лечение любых нарушений данного расстройства зависит непосредственно от факторов, спровоцировавших их развитие.

Препараты при нарушении памяти назначаются исключительно после проведения полного диагностического обследования и исключительно специалистом.

Для коррекции легкой степени нарушений функций данного расстройства применяются различные физиотерапевтические методы, например, электрофорез с глютаминовой кислотой, вводимой через нос.

Также успешно применяется психолого-педагогическое коррекционное воздействие. Педагог обучает пациентов запоминать информацию, используя другие процессы мозга, взамен пораженных. Так, например, если пациент не в состоянии запоминать название предметов, произнесенных вслух, то можно его научить запоминать, представив зрительный образ такого предмета.

Препараты при нарушении памяти назначаются в соответствии с недугом, спровоцировавшим возникновение расстройства памяти. Например, если нарушение вызвано переутомлением, то помогут лекарственные средства тонизирующего действия (экстракт элеутерококка). Зачастую при нарушениях функций памяти врачи назначают прием ноотропных препаратов (Луцетам, Ноотропил).

Группа исследователей Массачусетского технологического института под руководством Нобелевского лауреата Сусуми Тонегава, директора Прикладного Центра изучения памяти, открыли молекулярные механизмы, управляющие долговременной памятью.


Результаты опубликованы в последнем номере «Cell» (Vol 116, 467-479, 6 February 2004. Translational Control by MAPK Signaling in Long-Term Synaptic Plasticity and Memory. Raymond J. Kelleher III, Arvind Govindarajan, Hae-Yoon Jung, Hyejin Kang, and Susumu Tonegawa).


На снимке: профессор Тонегава (в центре) и его сотрудники – аспирант Arvind Govindarajan (слева) и postdoc Ray Kelleher (справа) позируют для фотокорреспондента «Nature». Еще два пост-дока, принимавших участие в работе – Hae-Yoon Jung and Hyejin Kang – на снимок не попали.

[Если кто-нибудь сможет перевести на русский язык термин postdoc не более чем тремя словами – напишите, пожалуйста!]


Их открытие объясняет, каким образом сигналы, поступающие от нейронов, способствуют быстрому синтезу белка, необходимого для сохранения информации в памяти и облегчения синаптической передачи. Его результаты позволят понять, как память работает в норме и что происходит при нарушении способности к запоминанию, вызванной психиатрическими и неврологическими заболеваниями.

Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную происходит благодаря усилению и облегчению синаптических связей между нейронами. То, что в нейронах существует механизм быстрого синтеза новых белков, отвечающих за эти процессы, известно давно, но как именно работает этот механизм, оставалось неизвестным.

“То, что нам удалось открыть и что не было установлено ранее, это существование механизма активации, по сигналу которого происходит запуск синтеза белка’’, – говорит С. Тонегава. – Центральным компонентом этого механизма является митоген-активированная протеинкиназа (MAPK), которая эффективно активирует выработку белка, необходимого для долгосрочного хранения памяти.

Возможно, именно МАРК, действуя как ускоритель процесса выработки белка, отвечает за механизм перевода информации в долговременную память, – говорит Рей Келлехер, postdoc лаборатории профессора Тонегава и автор исследования. Он создал генетически модифицированных мышей, у которых действие МАРК было избирательно отключено. Заинтересовавшись этим процессом, он обнаружил, что у этих мышей отсутствует механизм долговременной памяти. По сравнению со способностью обычных мышей помнить задачи типа “лабиринт” неделями, мыши без МАРК могли помнить эту задачу только в течение нескольких часов. Исследователи обнаружили, что облегчение синаптической передачи в нейронах у генетически измененных мышей прекращалось намного быстрее, чем у обычных мышей.

Выяснив, что отсутствие долговременной памяти у мутантных мышей связано с нарушением синтеза нового белка, исследователи провели серию элегантных экспериментов, которые позволили точно установить, каким образом облегчение синаптической передачи с помощью МАРК способствует усиленному синтезу этого белка. Сравнивая молекулярные характеристики нейронов нормальных и мутантных мышей, они обнаружили, что стимуляция синаптической передачи вызывает активизацию МАРК, а ее активированная форма включает механизм синтеза белка. Эта прямая регуляция механизма синтеза белка помогает объяснить тот факт, что действие МАРК инициирует выработку в нейронах большого количества белков.

Считалось, что при образовании долгосрочной памяти происходит усиленный синтез ограниченного набора белков”, – говорит Тонегава. – Оказалось, что этот процесс включает в себя «сверхрегуляцию» синтеза очень большого количества белков“.

Следующий важный вопрос, который профессор Тонегава и его коллеги намерены решить, – выявить в нейронах конкретные мишени, определяющие, в каких синапсах произойдет синтез белков, облегчающих образование новых связей при запоминании, и не затрагивать другие синапсы.

Sms of cognitive function, we will better understand the basis of disorders of memory impairment. Improved understanding makes it far more likely that we can develop drugs for specific molecular targets.»

Перспективы клинического применения

«По мере дальнейшего выяснения молекулярных и клеточных механизмов когнитивных функции мы сможем лучше понять причины расстройств памяти. Чем лучше мы поймем этот процесс, тем более вероятно, что мы сможем разработать препараты для специфического воздействия на нейроны на молекулярном уровне» – считает Тонегава. – Нарушения усиления и роста синаптических связей связаны с разнообразными психиатрические и неврологические изменениями, влияющими на развивающийся и взрослый мозг. Исследование механизмов этих нарушений может открыть новые возможности лечения многих заболеваний. Следующим шагом может стать выяснение того, можно ли по нарушению регуляции синтеза белков определить зоны мозга, вовлеченные в процесс развития различных нейропсихиатрических заболеваний»