Общие сведения

Придерживаясь когнитивного подхода к описанию психики, мы представляем человека как некую систему, обрабатывающую символы при решении своих задач, то можно представить и важнейшую черту индивидуальности человека - сенсорную организацию личности.

Сенсорная организация личности

Сенсорная организация личности - это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека - это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.

Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность.

Главная особенность сенсорной организации человека - это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.

Что мы знаем о мире и о себе? Откуда получаем эти знания? Каким образом? Ответы на эти вопросы идут из глубины веков из колыбели всего живого.

Ощущения

Ощущение - это проявление общебиологического свойства живой материи - чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.

Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира.

Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление.

Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через "входы" сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.

Обработка ощущений

После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность.

Вообще говоря, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, понятно, что количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например от:

психических свойств личности,

стратегий взаимоотношений с окружающими,

отчасти физического состояния,

опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения.

степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.

Например, малыш вышел раздетым на холод, его кожа ощущает холод, возможно, появляется озноб, ему становится некомфортно, сигнал об этом поступает в мозг и раздается оглушительный рев. Реакция на холод (стимул) у взрослого может быть другой, он либо поспешит одеться, либо заскочит в теплое помещение, либо попытается согреться иным способом, например, бегом или прыжками.

Совершенствование высших психических функций мозга

С течением времени, дети совершенствуют свои реакции, многократно увеличивая эффективность достигаемого результата. Но после взросления, возможности к совершенствованию не исчезают, несмотря на то, что восприимчивость взрослого человека к ним снижается. Именно в этом "Эффектон" видит часть своей миссии: повышение эффективности интеллектуальной деятельности путем тренировки высших психических функций мозга.

Программные продукты "Эффектона" позволяют измерять различные показатели сенсомоторной системы человека (в частности, пакет "Ягуар" содержит тесты времени простой аудио- и зрительно-моторной реакции, сложной зрительно-моторной реакции, точность восприятия временных интервалов). Другие пакеты комплекса "Эффектон" оценивают свойства когнитивных процессов более высоких уровней.

Следовательно, необходимо развивать восприятие ребенка, в этом Вам может помочь использование пакета "Ягуар".

Физиология ощущений

Анализаторы

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов - анализаторов, состоящих из 3 частей:

рецептор - воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс)

центральный отдел анализатора - афферентные или чувствительные нервы

корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Определенным рецепторам соответствуют свои участки корковых клеток.

Специализация каждого органа чувств основана не только на особенности строения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств. Анализатор является не пассивным приемником энергии, он рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей.

Движение стимула от внешнего к внутреннему миру

Согласно когнитивному подходу движение стимула при его переходе из внешнего мира во внутренний, происходит следующим образом:

стимул вызывает определенные изменения энергии в рецепторе,

энергия преобразуется в нервные импульсы,

информация о нервных импульсах передается соответствующим структурам коры головного мозга.

Ощущения зависят не только от возможности мозга и сенсорных систем человека, но также и от особенностей самого человека, его развития и состояния. При заболевании или утомлении у человека меняется чувствительность к некоторым воздействиям.

Имеют место и случаи патологий, когда человек лишен, например, слуха или зрения. Если эта беда врожденная, то происходит нарушение притока информации, что может привести к задержкам психического развития. Если же эти дети были обучены специальным приемам, компенсирующим их недостатки, то возможно некоторое перераспределение внутри сенсорных систем, благодаря которому они смогут нормально развиваться.

Свойства ощущений

Каждый вид ощущения характеризуется не только специфичностью, но и имеет общие свойства с другими видами:

качество,

интенсивность,

длительность,

пространственная локализация.

Но не всякое раздражение вызывает ощущение. Минимальная величина раздражителя, при которой появляется ощущение - абсолютный порог ощущения. Величина этого порога характеризует абсолютную чувствительность, которая численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. А чувствительность к изменению раздражителя называется относительной или разностной чувствительностью. Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает чуть заметное различие ощущений, называется разностным порогом.

Исходя из этого, можно сделать заключение, что возможно измерение ощущений. И в очередной раз приходишь в восхищение от удивительных тонко работающих приборов - человеческих органов чувств или сенсорных систем человека.

Программные продукты "Эффектона" позволяют измерять различные показатели сенсорной системы человека (например пакет "Ягуар" содержит тесты скоростей простой аудио- и зрительно-моторной реакции, сложной зрительно-моторной реакции, точность восприятия времени, точность восприятия пространства и многие другие). Другие пакеты комплекса "Эффектон" также оценивают свойства когнитивных процессов более высоких уровней.

Классификация ощущений

Пять основных видов ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус - были известны уже древним грекам. В настоящее время расширены представления о видах ощущений человека, можно выделить около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификацию ощущений производят по нескольким принципам. Основная и самая значительная группа ощущений доводит до человека информацию из внешнего мира, и связывает его с внешней средой. Это экстерорецептивные - контактные и дистантные ощущения, они возникают при наличии или отсутствии непосредственного контакта рецептора с раздражителем. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантным ощущениям. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.

По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно:

экстероцепцию - зрительная, слуховая, тактильная и другие;

проприоцепцию - ощущения с мышц, сухожилий;

интероцепцию - ощущения голода, жажды.

В ходе эволюции всего живого чувствительность претерпевала изменения от самой древней до современной. Так, дистантные ощущения можно считать современнее контактных, но в структуре самих контактных анализаторов также можно выявить более древние и совсем новые функции. Так, например, болевая чувствительность более древняя, чем тактильная.

Такие принципы классификации помогают сгруппировать все виды ощущений в системы и увидеть их взаимодействие и связи.

Виды ощущений

Зрение, слух

Рассмотрим различные виды ощущений, имея в виду, что наиболее хорошо изучены зрение и слух.


Футболки, нарисованные на досках

Когда-то у меня была футболка, которую мне очень хотелось носить. Это был сувенир из поездки на Гаваи. Цвет футболки, материал, из которой она была сделана, размер, дизайн - все было подобрано просто идеально. Это была моя любимая новая футболка. Не считая одной детали.
У нее на воротнике была прошита крошечная нитка, которая задевала мою шею. Нитка была такой маленькой, что я не могла ее разглядеть. Я отрезала ярлычки и все заметные стежки, но эта мелкая нить никуда не делась.

Поэтому я решила к ней просто привыкнуть. Я старалась притвориться, что этой мерзкой пластиковой нитки попросту не существует. Если она слишком мала, чтобы ее заметить, значит я могу ее игнорировать!

Я пыталась это сделать. Я правда пыталась.

Я надевала футболку на другую летнюю майку и старалась носить ее хотя бы раз в неделе. Материал становился мягче после каждой стирки, и из-за этого мне хотелось еще больше привязаться к этой футболке. Это была одна из самых удобных моих футболок. Ситуация была такой абсурдной - идеальная футболка за исключением одного крошечного шва.

У меня возникло странное смешанное отношение к этой футболке. Я не хотела, чтобы нитка одержала надо мной верх. Это было очень важно. Иногда я носила футболку целый день, упрямо игнорируя, как она задевает шею, когда я поворачиваюсь то так, то этак. Иногда я носила ее вначале дня, после чего кидала футболку в стиральную машину, и с облегчением вздыхала, надевая что-то более удобное. Ту футболку, с которой нормально срезали ярлычок.

Это продолжалось годами. Я носила футболку с ниткой, несмотря на то, что из-за нее шея чесалась и горела, и потом я весь день бессознательно тянулась к воротнику. Я носила футболку до того дня, когда я наконец признала, что никогда не привыкну к нитке. Когда я положила гавайскую футболку в мешок для пожертвований, мне казалось, что я признаю поражение. Нитка - такая маленькая, что ее невозможно заметить - одержала надо мной верх.

И, как вы, наверное, догадываетесь, из-за того как я рассказала что несколько лет пытала себя футболкой, я могу терпеть серьезный физический дискомфорт. Я могу заставлять себя очень долго терпеть боль и усталость. Я могу выдержать еще одну сессию в тренажерном зале или нести тяжелую сумку до тех пор, пока не начну очень тяжело и прерывисто дышать.

Но эта нитка… это было нечто совсем другое.

Только после того как я узнала о сенсорной чувствительности и о расстройствах сенсорной обработки, я поняла почему я так и не смогла приучить себя к этой нитке. Или к ярлычкам на одежде, или к кружевным ниткам, или к другим вещам из длинного списка тактильных раздражителей. И, что еще более важно, я поняла, что не обязана себя к этому привыкать.

ОСНОВЫ СЕНСОРНОЙ ЗАЩИТЫ.
В нашем мозгу есть функция, которую можно назвать сенсорной защитой или сенсорной фильтрацией. Мне нравится визуальная метафора - я представляю себя ворота. «Ворота» всегда открыты для приема нужной сенсорной информации, но когда туда поступает ненужная информация, ворота закрываются. Наш мозг постоянно корректирует, когда «ворота» открыты, а когда - закрыты. Например, когда я сижу здесь и набираю этот текст, я слышу лай собаки в коридоре, сирены на улицы, звук капель, ударяющихся по стеклу, и автомобили, проезжающие по дороге по этой чертовой металлической пластине. Все эти звуки не имеют ко мне никакого отношения. Мозг большинства людей заметил бы отсутствие смысла, и закрыл бы «ворота», чтобы человек не отвлекался на бессмысленные звуки.
Фактически, «типичному» человеку пришлось бы перестать печатать и специально прислушаться к этим фоновым звукам для того, чтобы их услышать. А мой аутичный разум в принципе их не фильтрует, так что когда я пишу этот пост, он выдает нечто вроде: «а, это дождь… как же достала эта собака… сегодня утром больше машин… наверное, это полицейская машина или скорая помощь».

И при этом я продолжаю писать! Я обращаю внимание на звуки не между предложениями, и не во время перерывов. Это постоянный, параллельный поток сознания. Звучит по-чудному, правда? И при этом люди говорят, что у нас проблемы с многозадачностью.

И это только один поток сенсорного восприятия. Мы постоянно подвергаемся подобной бомбардировке незначительной сенсорной информации и через другие каналы восприятия - мы воспринимаем это через наши глаза, нос, рот и кожу. Мы воспринимаем миллионы сенсорных раздражителей в секунду. Типичный мозг их отфильтровывает, отбрасывая тысячи кусочков общего сенсорного фона, и допуская только самую необходимую информацию.

Обработка сенсорной информации - сложный процесс, и не до конца понятно, как она происходит - особенно как она происходит в аутичном мозгу, но вот простое объяснение: после того как в первые «ворота» попадает кусок сенсорной информации, он передается в другие зоны мозга для анализа и реакции. Сенсорная фильтрационная система может передавать информации либо в префронтальную кору, которая отвечает за принятие решений и сложное поведение, либо в лимбическую систему, которую часто называют эмоциональным мозгом, и которая к тому же несет ответственность за систему «бежать или сражаться» в ответ на неминуемую опасность.

Сенсорная фильтрационная система, система по принятию решений и «эмоциональный» мозг работают сообща, посылая и получая сообщения друг от друга, и именно на этом основана наша система сенсорной обработки (Подробнее о том, как это работает, вы узнаете в следующем разделе).

Аутичный мозг фильтрует входящую информацию, но, похоже, ему сложно определять приоритеты. Сенсорная информация, которая попадает в наш мозг, является смесью релевантной и не релевантной информации. Каким-то образом наш мозг не только позволяет незначительной информации пройти через эти «ворота», и помечать ее для обработки, а еще и не может расставить корректные приоритеты для этой информации. В результаты фоновый шум для меня звучит так же громко (или даже громче), как и разговор, в котором я стараюсь участвовать.

НЕТИПИЧНАЯ СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА.
Нетипичной системой сенсорной обработки обладают большинство аутичных людей. Это отмечено в критериях диагностики аутизма по DSM-5, куда после пересмотра внесли пониженную или повышенную сенсорную чувствительность как один из вероятных симптомов РАС.

Причина нетипичного сенсорного восприятия до конце неизвестна. Мы видим, как выглядят типичные и нетипичные системы сенсорной обработки, но не знаем причину этих отличий. Есть убедительные теории, что эти отличия нейрологические, то есть мозг человека с типичной системой сенсорного восприятия и мозг человека с нетипичной системой сенсорного восприятия буквально устроен по-разному

Понятия не имею, какие именно отличия в моем мозгу отвечают за нетипичное сенсорное восприятия.

Я не могу точно сказать, что проблема в этих самых «воротах», или что проблема с отсутствием торможения ненужной информации, или в обработке или в приоритизировании или что проблема связана с фильтрацией, или что она связана с обратной связью. Чем больше я читаю о нейрологических особенностях работы сенсорной системы, тем больше я нахожу возможных причин, по которым она может работать неправильно.
Наверняка я только знаю, как это нетипичное восприятие ощущается.

Из того, что мне известно, я могу сделать вывод, что у нейротипичных людей система сенсорного регулирования похожа на своеобразную душевую головку, которая может регулировать температуру, давления и то, как будет течь вода, пока она не потечет в правильном направлении. С другой стороны, у людей с нетипичной системой сенсорного восприятия, эта система похожа на пожарных гидрант. Мы получаем очень много информации, и воспринимаем ее сразу, в одно и то же время. Регулирование этого потока информации варьируется от сложного до невозможного, или до совершенно непредсказуемого.

И вот почему несмотря на все мои попытки, я так и не смогла привыкнуть к нитке на той футболке. Сенсорное восприятие этой нитки было похоже на пожарный гидрант, и никакие попытки «привыкнуть» не могли этого исправить.

_____
На русский язык переведено специально для проекта Нейроразнообразие в России.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • понятия сенсорного порога и сенсорной чувствительности;
  • основные методы измерения сенсорных порогов;
  • в чем заключается статистическая природа сенсорных явлений;
  • основные положения теории обнаружения сигналов;
  • основную парадигму исследования подпорогового восприятия;
  • формулировку и базовые допущения основных психофизических законов;
  • что такое психофизический оператор;

уметь

  • соотносить классический и современный подходы к проблеме измерения сенсорных порогов и надпороговых ощущений;
  • оценивать чувствительность и положение критерия принятия решения по рабочей характеристике приемника;
  • критически оценивать факты подпорогового восприятия;

владеть

Базовым понятийным аппаратом классической и современной сенсорной психофизики.

Сенсорная чувствительность и сенсорные пороги

Закономерности обнаружения сенсорных стимулов, или сигналов, исследуются в особом разделе психологии ощущений и восприятия, который называется сенсорная психофизика.

Сенсорная психофизика как отдельная научная дисциплина появилась даже раньше научной психологии. Ее создатель – немецкий философ Г. Т. Фехнер (1801–1887). В 1860 г. он опубликовал свой труд "Элементы психофизики", целью которого было решение проблемы, известной со времен работ французского философа, жившего в первой половине XVII в., Р. Декарта (1596–1650). Эта проблема, получившая название психофизической, относится к вопросу о том, в каких отношениях находятся явления физического, материального и духовного миров. Философы на протяжении двух столетий по-разному исследовали данную проблему, но только Г. Т. Фехнер задумал ее научное решение.

На пути разработки большой психофизики, которая собственно и должна была описать законы соотношения духовного и материального, Г. Т. Фехнер в качестве более простой задачи выдвинул идею построения частного знания, которое он обозначил как малая психофизика, – касающегося соотношения души и тела. Эта проблема еще иногда называется психофизиологической. Малая, или сенсорная, психофизика должна была устанавливать количественные соотношения между физической энергией стимула, воздействующего на органы чувств человека, и величиной ощущения, которое этот стимул вызывает в его душе (сознании).

Г. Т. Фехнер предполагал, что непосредственно в опыте сознания выразить величину ощущения невозможно. Нельзя, например, попросить человека в количественном исчислении передать воспринимаемую им громкость звука или степень ясности зрительных ощущений. Способность к ощущению – чувствительность – может быть выражена лишь косвенно, через величину сенсорного порога.

На рис. 3.1 в наглядной форме представлено определение порога так, как оно было дано в работах Г. Т. Фехнера. Как видим, сенсорный порог S0 представляет собой некоторую критическую величину физической стимуляции, которая разделяет все стимулы на ощущаемые и неощущаемые. Стимулы, уступающие по величине значению порога, подпороговые стимулы, не могут быть восприняты ни при каких условиях, так как энергии этих стимулов недостаточно для того, чтобы вызвать ответ рецептора. Поэтому вероятность их обнаружения равна нулю. Надпороговые стимулы, т.е. те стимулы, что по своей величине оказываются больше величины порога, по мнению Г. Т. Фехнера, должны всегда и при любых обстоятельствах вызывать ощущения. Вероятность их обнаружения максимальна (100%).

Рис. 3.1.

Таким образом, сенсорный порог рассматривался Г. Т. Фехнером как граница в континууме физических стимулов. Чувствительность же рассматривалась как величина, обратная значению порога. Иными словами, чем выше порог, тем ниже чувствительность и, наоборот, чем ниже порог, тем выше чувствительность.

Г. Т. Фехнер также разделил все пороги на два больших класса: 1) абсолютные и 2) разностные, или дифференциальные.

Абсолютный порог характеризует абсолютную величину стимула, меняющую ощущение. Он бывает двух видов: нижний и верхний.

Нижний абсолютный порог – минимальная величина стимула, доступного восприятию. Ниже этой величины стимул не воспринимается.

Верхний абсолютный порог – максимальная величина стимула, доступного восприятию. Выше этой величины стимул не воспринимается либо воспринимается в другой модальности. Например, если увеличивать высоту звука, то при прохождении некоторой границы (обычно 16 кГц) ощущение звука исчезает, а если увеличивать громкость звука, то при превышении пороговой величины (примерно 130 дБ) ощущение не исчезнет, но превратится в болевое. Тем не менее и та и другая граница рассматриваются как верхний порог слуховых ощущений – ощущения высоты звука и его громкости.

Разностный, или дифференциальный порог представляет собой минимальное физическое различие стимулов, вызывающее ощущение их едва заметного отличия.

Г. Т. Фехнер не только определил понятия порога и чувствительности, но и разработал методы, позволяющие экспериментально оценивать величину сенсорного порога. Поэтому психофизика – это не только наука об ощущениях, но и наука об их измерении.

Рассмотрим коротко три основных метода измерения сенсорных порогов.

1. Метод минимальных изменений (метод границ). Сама процедура этого метода воспроизводит понятие порога как границы между воспринимаемыми и невоспринимаемыми стимулами. Каждая проба начинается с сигнала "Внимание", после которого предъявляется сам стимул. Задача испытуемого – ответить, ощущает или не ощущает он этот стимул (например, испытуемый может сказать: "Да, вижу", или: "Нет, ничего не слышу"). В начале опытов по измерению порога этим методом предъявляется стимул, заведомо превышающий значение порога. После того, как испытуемый его опознает, экспериментатор уменьшает значение стимула на небольшую величину (отсюда название – метод минимальных изменений). Предъявив этот "уменьшенный" стимул, экспериментатор снова спрашивает испытуемого, воспринимает ли он этот стимул теперь. Таким образом, постепенного уменьшая значения стимула, экспериментатор наблюдает изменение ответов испытуемого с положительных ("Да, вижу", "Да, слышу") на отрицательные ("Нет, не вижу", "Нет, не слышу"). При этом величиной порога считается граница, разделяющая категории ответов испытуемого (отсюда другое название этого метода – метод границ).

Обычно нисходящее предъявление стимулов чередуется с восходящим, так как в ответах испытуемого могут присутствовать две систематические ошибки, обусловленные самой процедурой психофизических опытов, строящихся в соответствии с этим методом: ошибка ожидания и ошибка привыкания. Вследствие этих ошибок порог исчезновения ощущения, т.е. тот порог, который оценивается в нисходящих рядах, может не совпадать с порогом появления ощущения, т.е. с тем порогом, который оценивается в восходящих рядах. Чередование восходящих и нисходящих рядов позволяет сбалансировать эти ошибки, если они действительно имеют место в ответах испытуемого.

Процедура оценки разностного порога методом минимальных изменений незначительно отличается от описанной процедуры оценки абсолютного порога.

Первое отличие состоит в том, что каждый стимул предъявляется вместе с эталоном неизменной величины. Этот эталон предъявляется испытуемому в неизменном виде на протяжении всего эксперимента по измерению ощущения вместе с другими стимулами, величина которых меняется в нисходящем и восходящем порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы оценить различие этих двух стимулов – эталона неизменной величины и переменного стимула. Вначале второй (переменный) стимул, который должен сравниваться испытуемым с заданным эталоном, заметно отличается по величине от этого эталона, затем разница постепенно сокращается, стимулы уравниваются, а потом разница начинает увеличиваться, но теперь переменный стимул уже уступает по величине эталону. В восходящих рядах используется противоположный порядок предъявления и изменения стимулов.

Второе отличие касается ответов испытуемого: в случае измерения разностного порога испытуемому предлагается не два, а три варианта ответов: "больше", "меньше" или "равно".

Соответственно, изменяется и процедура обработки данных. В каждом ряду оценивается верхняя граница интервала неопределенности, которая обозначает первый переход испытуемого от ответов "больше" к ответам "равно" в нисходящих рядах и первый переход от ответов "равно" к ответу "больше" в восходящих рядах, а также нижняя граница интервала неопределенности, обозначающая первый переход от ответов "равно" к ответу "меньше" в нисходящих пробах и первый переход от ответов "меньше" к ответу "равно" в восходящих рядах.

Итак, верхняя граница интервала неопределенности – это точка, выше которой переменный стимул всегда оценивается как превосходящий эталон. Нижняя граница интервала неопределенности – это точка, ниже которой переменный стимул всегда оценивается как уступающий эталону. Середина интервала неопределенности – точка, в которой переменный стимул и эталон всегда совпадают. Она называется точкой субъективного равенства. Таким образом, интервал неопределенности состоит из двух дифференциальных порогов. Следовательно, оценив расстояние между верхней и нижней границей интервала неопределенности и разделив полученное значение на два, мы получим саму величину разностного порога. Следует, однако, иметь в виду, что в ряде случаев точка субъективного равенства отличается от самой величины используемого в эксперименте эталона в ту или иную сторону. Испытуемый может либо недооценивать, либо переоценивать эталон. Эта разница между точкой субъективного равенства и величиной эталона называется константной ошибкой.

Также обратим внимание, что величина и абсолютного, и разностного порогов устанавливается статистически в ходе оценки большого числа экспериментальных данных. Иными словами, необходимо учесть, что в каждом ряду значение порога может быть отличным от того, что было отмечено в других рядах. Для более или менее точной оценки порога методом минимальных изменений требуется, как правило, не менее 10 нисходящих и 10 восходящих рядов. Данные, полученные для каждого ряда, усредняются.

2. Метод установки (метод средней ошибки) отличается тем, что испытуемый сам устанавливает значение порога в ходе эксперимента (отсюда первое название этого метода). Более удобным этот метод оказывается при оценке разностного порога. Если возникает необходимость измерить абсолютный порог, этот метод применять не рекомендуется: считается, что тогда мы получим не сам абсолютный порог, а лишь величину, которая будет пропорциональна значению абсолютного порога.

При оценке разностного порога испытуемому предъявляется эталонный стимул и стимул, величину которого он может изменять самостоятельно. Как правило, изменение стимула может происходить только в одну сторону – сторону уменьшения или увеличения. Задача испытуемого – подровнять переменный стимул под эталон. Обнаруживаемая при этом физическая разница стимулов принимается за величину разностного порога.

Отсюда появляется второе название этого метода –метод средней ошибки.

Понятно, что, как и в случае метода минимальных изменений, для оценки порога используют результаты не одного, а множества сравнений стимулов, поскольку получаемый в каждой пробе результат может оказаться следствием разнообразных случайных ошибок испытуемого и, следовательно, будет опять же различаться от пробы к пробе. Таким образом, величина оцениваемого порога является результатом усреднения многочисленных экспериментальных проб, как правило от 20 до 200. Иными словами, здесь так же, как и в случае метода минимальных изменений, величина порога устанавливается статистически.

3. Метод констант (метод постоянных раздражителей, метод истинных и ложных случаев, метод частот) считается самым точным и надежным методом измерения порогов. В то же время он отличается несколько большей трудоемкостью и в плане организации самой процедуры эксперимента, и в плане обработки данных.

Этот метод можно применять для оценки как абсолютного, так и разностного порогов. Рассмотрим вариант, который используется для оценки абсолютного порога.

Испытуемому в ходе всего эксперимента предъявляются стимулы, как правило их 5–7, из одного и того же заранее определенного набора (отсюда название – метод констант, или метод постоянных раздражителей). Эти стимулы должны быть близки к предполагаемому пороговому значению, они предъявляются многократно в случайно сбалансированном порядке. Задача испытуемого – та же, что и в методе минимальных изменений, – определить, чувствует или не чувствует он каждый стимул.

Результатом эксперимента, осуществленного в соответствии с этим методом, является нахождение зависимости частоты обнаружения каждого стимула от его величины (отсюда одно из названий этого метода – метод частот). Эта зависимость получила название психофизической функции. Наглядно она может быть представлена в виде психометрической кривой (рис. 3.2).

В теории, если опираться на само определение понятия порога (см. рис. 3.1), психофизическая функция должна бы иметь ступенчатую форму. Однако на практике ступенчатая форма психофизической кривой оказывается недостижимой, даже если измерения производятся предельно тщательно. Чаще всего наблюдается ярко выраженная S-образная зависимость между величиной стимула и вероятностью его обнаружения (рис. 3.2). Поэтому в качестве значения порога выбирают среднюю точку, которая соответствует 50%-му обнаружению стимулов. Эта точка в математической статистике называется медианой.

Рис. 3.2.

Таким образом, мы видим, что и этот метод предполагает использование статистических процедур оценки порога.

Сенсорный мир обычного человека.

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте на секунду, что произойдет, когда одно или все ваши чувства вообще пропадут, либо станут настолько сильными, что нашему организму и мозгу просто невыносимо будет переносить такую нагрузку.Для примера: представьте, что у вас пропал слух.Либо наоборот: звуки стали настолько резкими и громкими, что это причинят нам невыносимые страдания. Такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма, а также других заболеваний, включающих в себя синдром Задержки психического развития.

Сенсорный мир аутизма.

Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение человека с аутизмом: стереотипии, ритуалы, самостимуляция, аутоагрессия, эхолалия.С помощью такой «защиты» аутист всего лишь старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своём уникальном мире….
Вот фраза человека с аутизмом, наиболее точно характеризующая его ощущения:

«Когда у меня сенсорная перегрузка, то я просто «отключаюсь»; начинается то, что называется фрагментацией…….это очень странно, всё равно, что пытаться смотреть 40 каналов по телевизору одновременно».

Или вот, например, мой сын: когда он попадает в место, где много знакомых и незнакомых людей, будь то магазин, рынок, поликлиника, чей-то день рождения, он включает свою «защиту» от чрезмерного сенсорного воздействия несколькими способами.Либо он «уходит в себя», и когда он в таком состоянии «чрезмерной задумчивости», до него очень трудно достучаться; либо использует более «щадящий» способ-садится за компьютер или играет в игры на сотовом телефоне….Конечно «справляться» он научился не сразу.Сначала были жуткие истерики, невозможно было завести его в магазин, пойти с ним в гости, присутствовать на утреннике в детсаду и.т.п., но он всё же «интегрировался»в общество, но сообразно своим личностным особенностям.Ну и по мере его роста и развития он уже взаимодействует с людьми всё больше и больше и «отключения» бывают намного реже.

Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, приоритизировать и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.
Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно.Итак, рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы, а также узнаем, какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.

Баланс (вестибулярная система)
Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.

ОВЧ
- проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте
- проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения
- укачивание в машине, самолёте.
- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий;»натыкается» на мебель, не может достаточно опустить голову, чтобы избежать удара о ветку дерева и.т.д.
- часто сталкивается с другими людьми.

ОВЧ
- проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)
- двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то, несодружественное движение руками при ходьбе.

Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь
- некоторые люди могут лизать вещи

ОВЧ
- повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом
- неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов
- некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми
- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

ОВЧ
- случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг,»режут» глаза.
- фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников
- фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом

Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит
- человек не распознает определенные звуки
- наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

ОВЧ
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные
- неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией
- у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).
Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- сильно сжимает других людей
- очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль
- практикует самоповреждения (аутоагрессия)
- получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

ОВЧ
- прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми
- не любит надевать что-либо на руки или стопы
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы
- предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое тело охватывает огонь», - Gillingham, G. (1995). p. 3

Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

ОНЧ
- любит очень острую еду
- ест буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту и.т.п.

ОВЧ
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
- определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

Дополнительные сенсорные трудности

Синестезия

Это редкое состояние, не связанное с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).

Стратегии помощи.

Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграционная терапия

Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Интеграционые занятия и идеи для вестибулярной системы

Поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

Разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.
- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще
- обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу
- прививайте правило «вытянутой руки» для других людей

При высокой сенсорной чувствительности.
Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание.Обязательное изучение материалов различной фактуры.

Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.
- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Увеличивайте применение визуальной стимуляции, терапия Снузьелен.

При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия.Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

При высокой сенсорной чувствительности.
- сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами, карточками, игрушками.

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Неуклюж, не может правильно обогнуть предмет, человека-это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и баланса. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лежа на животе с опорой на локти, кидание предметов,.